В первую очередь, наличие кода маркировки на товаре направлено на благо покупателей, для того, чтобы у них появилась возможность легко купить качественную продукцию, произведенную на законных основаниях.
Продукция, не имеющая средств маркировки может оказаться контрафактом, поэтому не рекомендуется ставить ее на баланс своей организации и тем более пропускать в дальнейшую реализацию.
Если на товаре нет кодов, ответственность может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность наступает, если: производить продукцию, которая подлежит маркировке, без специальных кодов и продавать ее оптом и в розницу.
В случае с немаркированной табачной продукцией штрафы будут еще выше.
Требования к нанесению и качеству печати кода устанавливает оператор маркировки — ЦРПТ. Если код им не соответствует, товар нельзя продавать легально.
Иногда маркировка все-таки есть, но проставлена неверно или в ней нет необходимых данных.
После старта маркировки те, кто торгует обувью, табаком и другой продукцией, столкнулись с новым требованием — указывать в чеке обязательный реквизит «код товара».
Если предприниматель или компания продают изделия, которые подлежат маркировке, но касса не формирует реквизит «код товара», они тоже могут получить штраф.
Многие организации не имеют привычки проверять КМ во время приемки товара. И в итоге в документе УПД числится один КМ, а по факту приняли товар с КМ, относящемся к другой организации. Или пришел маркированный товар, а в документе УПД нет вложения по маркам.
В этом случае магазину или индивидуальному предпринимателю запрещено принимать товары, поскольку они не смогут торговать ими законно. Если нарушить правила, продукцию конфискуют.
Возможно, ваш поставщик не полностью указал код или добавил его вместе с криптохвостом, что не соответствует рекомендациям системы маркировки Честный Знак. В этом случае стоит отклонить поступление и запросить у поставщика накладную с правильными кодами. Вы также можете вернуть ему всю партию.
В действующих законодательных нормах установлено, что отправить информацию о передаче прав на товары необходимо в течение 3 рабочих дней. При поступление маркированного товара необходимо также в этот срок подтвердить получение товара.
К примеру, товар поступил на склад компании во вторник и по закону его можно сразу же реализовывать. При этом подтвердить получения необходимо не позднее четверга.
Сведения подаются в электронном формате, посредством загрузки УПД (универсального передаточного документа), внутри которого содержится перечень КМ.
Необходимо строго контролировать товар с маркировкой на предмет того, был ли он реализован именно вашей компанией. Чужой товар может быть возвращен покупателем вследствие ошибки, но также это могут сделать и нелегальные организации.
Если возвращается в оборот товар, который ранее не был реализован вашей компанией, то это квалифицируется, как загрузка в ИС «Честный знак» недостоверных данных, что является нарушением порядка передачи данных. И соответственно, влечет за собой наложение административного наказания.
Обязательная маркировка табачной продукции помогает осуществлять контроль за нарушением ценовой политики. Каждая упаковка должна содержать сведения о максимальном лимите цены в рознице (МРЦ), свыше которого реализация продукции запрещена. Кроме этого, есть и нижний лимит стоимости (ЕМРЦ), который также контролируется регулятором.
Вся эта информация (ЕМРЦ и МРЦ) вносится в идентификационный код. В таком случае нарушения действующего законодательства со стороны предпринимателя, выявляются в автоматическом режиме системой «Честный знак». Если определены факты завышения предельной стоимости, то это приведет к административному наказанию:
Аналогичные наказания предусмотрены и за снижение стоимости на табачную продукцию (ниже лимита, установленного ФНС). Для должностных лиц – штраф от 50 000 рублей и лишения права занимать должность до 3 лет, для юридических лиц – штраф до 100 000 рублей.
Если ваша компания производит реализацию табачной продукции, то имеет смысл проверить валидность нанесенных кодов сразу в момент получения. Если в момент такой проверки обнаруживаются коды со статусом «выбыл», то это признак дублированного средства идентификации, иными словами – фальсификат.
Некоторые нелегальные производители копируют КМ, которые нанесены легально добросовестными производителями. Они покупают оригинальную продукцию и производят дублирование нанесенных на него кодов. Подобная продукция не может быть реализована.
Напомним, что, начиная с 01.12.2021 стали действовать обновленные нормы КоАП, соответственно, высока вероятность получить весомый штраф, если не организовать тотальное отслеживание средств идентификации для той табачной продукции, которую вы реализуете.