Основные проблемы маркировки товаров

Продажа маркируемого товара без маркировки

В первую очередь, наличие кода маркировки на товаре направлено на благо покупателей, для того, чтобы у них появилась возможность легко купить качественную продукцию, произведенную на законных основаниях.

Продукция, не имеющая средств маркировки может оказаться контрафактом, поэтому не рекомендуется ставить ее на баланс своей организации и тем более пропускать в дальнейшую реализацию.

Если на товаре нет кодов, ответственность может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность наступает, если: производить продукцию, которая подлежит маркировке, без специальных кодов и продавать ее оптом и в розницу.

Штраф за продажу немаркированной продукции

  • Обычных граждан ждет штраф до 4000 рублей. Должностным лицам придется заплатить до 10 000 рублей, а юридическим — до 300 000 рублей.
  • Индивидуальные предприниматели, которые производят товары без маркировки или торгуют ими, рискуют получить штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

В случае с немаркированной табачной продукцией штрафы будут еще выше. 

  • За производство должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 15 000 рублей, а юрлиц — до 150 000 рублей.
  • За продажу суммы для этих категорий составят до 15 000 и до 300 000 рублей соответственно. Физлица рискуют получить штраф до 5000 рублей.

Маркировка нанесена не по правилам

Требования к нанесению и качеству печати кода устанавливает оператор маркировки — ЦРПТ. Если код им не соответствует, товар нельзя продавать легально.

Штраф за неправильную маркировку

Иногда маркировка все-таки есть, но проставлена неверно или в ней нет необходимых данных. 

  • Индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 5000 до 10 000 рублей, а юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 рублей.
  • У нарушителей изымают всю продукцию. Конфискация предусмотрена вне зависимости от группы товаров. Вернуть то, что было изъято, не получится.

Штраф за отсутствие реквизита «код товара»

После старта маркировки те, кто торгует обувью, табаком и другой продукцией, столкнулись с новым требованием — указывать в чеке обязательный реквизит «код товара».

Если предприниматель или компания продают изделия, которые подлежат маркировке, но касса не формирует реквизит «код товара», они тоже могут получить штраф. 

  • Должностным лицам это будет стоить от 1500 до 3000 рублей, а индивидуальным предпринимателям и юрлицам — от 5000 до 10 000 рублей.

Сведения в коде не соответствуют информации в УПД

Многие организации не имеют привычки проверять КМ во время приемки товара. И в итоге в документе УПД числится один КМ, а по факту приняли товар с КМ, относящемся к другой организации. Или пришел маркированный товар, а в документе УПД нет вложения по маркам.

В этом случае магазину или индивидуальному предпринимателю запрещено принимать товары, поскольку они не смогут торговать ими законно. Если нарушить правила, продукцию конфискуют.

Что делать, если код маркировки не сканируется в поступлении?

Возможно, ваш поставщик не полностью указал код или добавил его вместе с криптохвостом, что не соответствует рекомендациям системы маркировки Честный Знак. В этом случае стоит отклонить поступление и запросить у поставщика накладную с правильными кодами. Вы также можете вернуть ему всю партию.

Магазин не выполнил перемаркировку

  • Перемаркировать товар требуется, если полученный для него код утерян. То же самое следует сделать, когда покупатель вернул вещь с поврежденным кодом на этикетке.
  • В ситуации, когда установить прежний GTIN невозможно, необходимо получить новый. Если розничный магазин не сделает этого и попытается продать товар без кода, ответственность будет такой же, как если бы он торговал немаркированным товаром.

Табачную продукцию перевозили без маркировки

  • Штрафы за это нарушение Госдума утвердила в апреле 2021 года. Согласно новым нормам, без маркировки можно провозить не больше 600 сигарет на человека, либо 150 сигар, либо 750 граммов табака. Если один человек перевозит все эти изделия одновременно, их общий вес не должен превышать 750 граммов.

Несвоевременная или недостоверная передача данных Честный Знак

В действующих законодательных нормах установлено, что отправить информацию о передаче прав на товары необходимо в течение 3 рабочих дней. При поступление маркированного товара необходимо также в этот срок подтвердить получение товара.

К примеру, товар поступил на склад компании во вторник и по закону его можно сразу же реализовывать. При этом подтвердить получения необходимо не позднее четверга.

Сведения подаются в электронном формате, посредством загрузки УПД (универсального передаточного документа), внутри которого содержится перечень КМ.

  • В случае нарушения порядка передачи данных в Честный Знак грозит предупреждение, либо административный штраф в размере 1 000-10 000 рублей. 
  • Если же это юридическое лицо, то для него штрафные санкции больше – 50 000-100 000 рублей.

Определение владельца маркированного товара

Необходимо строго контролировать товар с маркировкой на предмет того, был ли он реализован именно вашей компанией. Чужой товар может быть возвращен покупателем вследствие ошибки, но также это могут сделать и нелегальные организации.

Если возвращается в оборот товар, который ранее не был реализован вашей компанией, то это квалифицируется, как загрузка в ИС «Честный знак» недостоверных данных, что является нарушением порядка передачи данных. И соответственно, влечет за собой наложение административного наказания.

Маркировка табака и минимальная розничная цена (МРЦ и ЕМРЦ)

Обязательная маркировка табачной продукции помогает осуществлять контроль за нарушением ценовой политики. Каждая упаковка должна содержать сведения о максимальном лимите цены в рознице (МРЦ), свыше которого реализация продукции запрещена. Кроме этого, есть и нижний лимит стоимости (ЕМРЦ), который также контролируется регулятором.

Вся эта информация (ЕМРЦ и МРЦ) вносится в идентификационный код. В таком случае нарушения действующего законодательства со стороны предпринимателя, выявляются в автоматическом режиме системой «Честный знак». Если определены факты завышения предельной стоимости, то это приведет к административному наказанию:

  • Должностные лица наказываются штрафом в размере от 50 тысяч рублей или лишением права занимать определенные должности на срок до 3-х лет;
  • Юридические лица наказываются штрафом, рассчитывающимся, как двойной размер нелегальной выручки за период совершения правонарушения (ограничено 1 годом).

Аналогичные наказания предусмотрены и за снижение стоимости на табачную продукцию (ниже лимита, установленного ФНС). Для должностных лиц – штраф от 50 000 рублей и лишения права занимать должность до 3 лет, для юридических лиц – штраф до 100 000 рублей.

Дублирования кодов в Честном знаке

Если ваша компания производит реализацию табачной продукции, то имеет смысл проверить валидность нанесенных кодов сразу в момент получения. Если в момент такой проверки обнаруживаются коды со статусом «выбыл», то это признак дублированного средства идентификации, иными словами – фальсификат.

Некоторые нелегальные производители копируют КМ, которые нанесены легально добросовестными производителями. Они покупают оригинальную продукцию и производят дублирование нанесенных на него кодов. Подобная продукция не может быть реализована.

Напомним, что, начиная с 01.12.2021 стали действовать обновленные нормы КоАП, соответственно, высока вероятность получить весомый штраф, если не организовать тотальное отслеживание средств идентификации для той табачной продукции, которую вы реализуете.

  • Для должностных лиц санкции – это предупреждение или штраф 1000-10000 рублей
  • Для юридических предусмотрен только штраф 50000-100000 рублей.

Держи марки под контролем!
Проверяй коды, делай выравнивание и списание в Честном Знаке. Как делать инвентаризацию в пару кликов?