Маркировка косметики и бытовой химии

С 1 марта 2025 года в РФ стартует обязательная маркировка отдельных категорий бытовой химии и косметических товаров. Законопроект, предусматривающий нанесение кодов на продукцию, уже размещен на официальной платформе правовых документов.

Ход эксперимента

С 15 января 2024 года по 28 февраля 2025 года, проходит тестирование, в котором участвуют 472 организации, в том числе крупные игроки рынка, такие как AVON, Synergetic и «Нэфис Косметикс». В настоящее время участники проекта уже закупили более 2 млн кодов, что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности.

Эксперимент стал важным этапом подготовки участников оборота к новым требованиям. Это позволяет плавно перейти к полноценной системе маркировки, сводя к минимуму возможные риски и сложности.

Планы внедрения маркировки

Согласно постановлению, включение участников в систему маркировки начнется с марта 2025 года. Далее производители и импортеры будут поэтапно подключаться к маркировке:

  • С 1 апреля 2025 года стартует процедура маркировки мыла и чистящих средств;
  • С 1 июля 2025 года – продукты ухода для волос, бритья и антиперспиранты;
  • С 1 октября 2025 года – декоративная косметика и уход за кожей, зубные пасты и гигиенические товары для ротовой полости.

Влияние на рынок

Как отметил заместитель гендиректора ЦРПТ, идентификация товаров не повлияет на цены для конечных потребителей. Согласно данным Минфина, стоимость маркировки составит менее 1% от себестоимости товаров за шесть лет. Более того, ЦРПТ компенсирует 50% расходов на оснащение для малого и среднего бизнеса, что позволит существенно сократить финансовую нагрузку на предприятия. До 1 октября 2024 года можно подать запрос на компенсационные выплаты.

Борьба с нелегальным оборотом

Необходимость обязательной маркировки обусловлена борьбой с нелегальным оборотом косметики и бытовой химии. По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, доля нелегальных товаров на рынке достигает 16% для косметики и 12% для бытовой химии. Внедрение обязательной маркировки позволит существенно снизить эти показатели и обеспечить защиту прав потребителей.

Ефремов Денис