Маркировка безалкогольной продукции

С 5 ноября розничные магазины и предприятия общественного питания начнут работать по новым правилам продажи безалкогольных напитков. В статье рассмотрим, на какие категории продукции распространяются эти нормы и как адаптироваться к переменам.

Маркировка безалкогольной продукции

В соответствии с новыми требованиями с 05.11.2024 года магазинам и предприятиям общественного питания необходимо принимать и продавать безалкогольные напитки по новым правилам, к ним относятся:

  • Вода питьевая и минеральная, с вкусовыми добавками;
  • Энергетические напитки;
  • Натуральные соки, нектары и морсы;
  • Напитки с газом и без, с вкусовыми добавками;
  • Квас и напитки из кваса, содержащие до 1,2% алкоголя;
  • Напитки из растительных компонентов (орехи, зерновые и бобовые).

Новые требования касаются только розницы и общепита, которые реализуют напитки в потребительской упаковке – соки и напитки в алюминиевой, пластиковой или бумажной таре.

Прием безалкогольной продукции

Начиная с 5 ноября, приемка безалкогольных напитков будет осуществляться с применением ЭДО. Поставщик направляет покупателю УПД с указанием количества и уникального идентификатора товара (QR-кода), который необходимо подтвердить электронной подписью. Соглашение с оператором ЭДО должно быть подписано до этого срока.

Напитки, содержащие более 5 г сахара на 100 мл, являются подакцизными и требуют электронных УПД. Исключением являются напитки, произведенные непосредственно в общепите.

С 1 марта 2026 года передача данных через ЭДО будет поэкземплярной, каждый товар получит уникальный код. Учет по ОСУ (объемно-сортовому учету) допускается до 1 июня 2025 года.

Вывод напитков из товарооборота

С 5 ноября 2024 года вывод из оборота через онлайн-кассу становится обязательным для напитков в стеклянной, полимерной, алюминиевой и пластиковых банках/бутылках.

С 1 марта 2025 года добавляются безалкогольные напитки в кегах, бумажных и прочих видах упаковок.

С 5 февраля 2025 года торговля безалкогольными напитками без разрешительного режима запрещается.

Ответственность за правонарушения

За продажу товаров без маркировки предусмотрены строгие меры:

  • для должностных лиц – от 5 т. р. до 10 т. р.,
  • для юридических лиц — от 50 т. р. до 300 т. р.

В случае продажи продукции с поддельными кодами или в большом количестве, штраф может составить от 300 т. р. до 700 т. р., или предусмотрено лишение свободы на срок до 6 лет с возможным наложением штрафа до миллиона рублей.