Конечным этапом в логистической цепочке маркированных товаров является попадание в розничную торговую сеть или общепит. После применения продукта или продажи, товар нужно вывести из оборота и передать информацию об этом в систему «Честный Знак».
Требования законодательства
Сами сведения подаются в два этапа. В обоих случаях потребуется фиксация данных маркированных товаров, в УПД они отличаются. Требования закона таковы:
Существует несколько случаев, в которых маркированную молочную продукцию необходимо вывести из оборота, они отражены в системе «Честный ЗНАК»:
Следует рассмотреть более подробно, какие сведения потребуются передать в систему маркировки, за исключением тех, что применяются в розничной продаже.
Продажа на развес
Если продукт продается порционно, например на развес, то вывести ее требуется не позднее 3 дней после получения. В систему маркировки требуется передать следующие данные:
Маркировать нарезанный продукт не требуется, если фасовка выполняется в магазине. При поставке фасованного товара DataMatrix должен выставлять производитель.
Постановление Правительства №2099 включает новые требования на аппараты для вендинговой торговли. Теперь при продаже товара через автомат требуется отправлять в систему следующие данные:
Существует несколько способов регистрации, вышедшей из оборота продукции. Если продажа осуществляется в розницу, чаще всего для этого задействуется онлайн-касса. В этом случае все делает через ОФД или оператора фискальных данных, которые действуют по заключенному с продавцом договору. В систему «Честный ЗНАК» и ФНС данные отправляются через ОФД. Продавец может и сам подать сведения, воспользовавшись личным кабинетом в ГИС МТ. Можно загрузить туда файл формата XML и CSV или ввести всю необходимую информацию вручную.
Этот способ подходит только для розничной продажи. Для вывода молочной продукции из оборота потребуется ККТ или контрольно кассовое оборудование:
Если товар готов к продаже, его статус в системе будет «В обороте». После реализации продавец сканирует код товара, и тот передается в систему идентификации. В электронном чеке код маркировки отображается полностью, в печатном варианте — символом [М]. Данные кассы переходят к ОФД через интернет мгновенно. Проверить, что чек получен, можно через сайт ОФД. Там же можно ознакомиться с электронным вариантом чека.
Статус документа в личном кабинете меняется на «обработан» после того, как в систему «Честный Знак» приходит уведомление. В этом документе отражается информация о реализации товара. Статус молочной продукции меняется на «выбыл». «Честный ЗНАК» присвоит аналогичный статус кодам маркировки проданных товаров.
Если продукция маркированная, ее вывод из оборота возможен и ручным способом. Для этого потребуется войти в личный кабинет системы «Честный ЗНАК». Нужно выбрать раздел «Документы», команду «Добавить», затем появится список, в нем выбрать «Вывод из оборота». В документе будет проставлена дата, прочие поля предназначены для заполнения. Есть обязательные для заполнения поле, они отмечены красным. Потребуется указать:
После заполнения необходимой информации потребуется нажать команду «Добавить товары». Для быстрого поиска пригодится фильтр, он позволяет найти по дате добавления, коду идентификации или названию товара. Нужный товар отмечается галочкой, в один документ можно добавить не более 80 000 позиций.
После того как документ будет заполнен, нужно его подписать УКЭП и отправить. Система сама его обработает и сменит статус, вы увидите маркер «Обработан». После этого коды маркировки выйдут из оборота. Статус товара можно проверить в реестре маркировки или товара.
Некоторые розничные магазины могут находиться в труднодоступном месте, где качество связи плохое. В этом случае из оборота продукт должен выводить поставщик.
Ему не потребуется отправлять розничному реализатору электронный УПД. Для выведения продукции из оборота сведения через личный кабинет передают в систему «Честный ЗНАК». Такой способ предусмотрен законодателем для того, чтобы облегчить работу розничных точек, расположенных в труднодоступных местах.
К таким местам, например, могут относиться населенные пункты, значительно удаленные от областных центров, дорога к которым осложнена, сами они могут располагаться в высокогорной местности и т.д.
От поставщика требуется передача практически тех же данных, что требуются от розничных магазинов, однако с учетом того, что сам магазин не участвует в выведении молочной продукции из оборота, поставщику придется дополнить данные сведениями о том, в какой магазин были переданы товары:
Приложить накладную или иной документ с датой и номером, согласно которому была осуществлена поставка товаров.
После того как поставщик внесет все необходимые данные, коды будут выведены из оборота. Магазин, работающий без ККТ, не должен будет повторно сообщать в систему о том, что товар был реализован.
Выведение товара из оборота при отсутствии ОФД у продавца
Не все розничные продавцы подключают ОФД, многие работают только через контрольно-кассовую технику. Таким предпринимателям для выведения кодов молочных продуктов из оборота потребуется самостоятельно вносить информацию через личный кабинет системы «Честный Знак». Закон отводит на эту операцию 30 дней с момента реализации продукции.