Розничные магазины, реализующие крепкий алкоголь, пиво и пивные напитки, работают в этой системе с 1 января 2016 года.
В систему ЕГАИС алкоголь передаются все данные о закупках спиртосодержащей продукции, её движении и реализации.
Что касается мест общественно питания, то они также обязаны вести учет алкоголя в системе ЕГАИС, а с 31 марта 2017 года ещё и применять онлайн-кассы.
По сути, это огромная БД (база данных) ФСРАР, состоящая из сведений об изготовлении и реализации алкогольных напитков, поступающих в базу автоматически через УТМ. Сформированные БД делают рынок в данной сфере прозрачным, что позволяет оценить общую картину товарооборота алкогольной и табачной продукции.
Программа также предназначена для предотвращения продажи поддельной, некачественной спиртной продукции.
За не подключение к системе налагается административная ответственность согласно ст. 14.19 КоАП РФ в виде штрафа:
Для должностных лиц от 10 000 до 15 000 рублей
Для юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей
В результате изменений, которые были внесены в 171-ФЗ от 22.11.1995 и вступили в силу с 1 января 2016 года, к системе подключаются все участники оптово-розничной сферы алкогольного рынка, продающие алкоголь, включая пиво и пивные напитки.
К таким организациям относятся оптовые склады, розничные магазины, предприятия общественного питания, а также ИП, торгующие в розницу пивом и пивными напитками.
1. Приняв алкогольную продукцию, необходимо сверить фактическое количество вновь прибывших бутылок с накладной на бумажном носителе или в ЕГАИС.
2. А с внедрением поштучного учета акцизных марок во избежание пересорта и блокировки всей пришедшей партии рекомендуется при принятии алкоголя сканировать акцизную марку на каждой бутылке, но если вы доверяете своему поставщику, достаточно просканировать данные в накладной.
3. Далее через вашу товароучетную программу на персональном компьютере необходимо принять накладную из ЕГАИС, тем самым подтвердив факт закупки.
В случае, когда данные разнятся, вы можете отклонить принятие накладной или составить акт расхождений.
4. После этого в вашей кассовой программе принятый алкоголь сядет на регистр 1 (склад).
Для реализации алкогольной продукции её нужно перевести на регистр 2 (торговый зал).
После того как покупатель подойдет на кассу с бутылкой, которую хочет купить, кассир считает акцизную марку и информация о товаре добавится в чек.
Вместе с этим, кассовое ПО через универсальный транспортный модуль (УТМ) передает данные о продаже этой бутылки в систему.
Система ЕГАИС алкоголь обрабатывает операцию, если всё в порядке, то отправляет обратно на кассу подтверждение реализации, списывает бутылку с баланса организации, и после этого печатается чек.
В чеке формируется два QR-кода, один для алкоголя с информацией, подтверждающей легальность, второй – общий, для чека.
Ведение журнала учёта продаж является обязательным требованием ко всем организациям, участвующим в обороте алкогольной продукции, а также к ИП, реализующим пиво и прочие слабоалкогольные напитки.
Форма журнала была утверждена приказом РАР №164 от 19.06.2015г. Ведение учёта розничных продаж алкоголя по установленной форме стало обязательным с 1 января 2016 года.
Журнал учёта розничных продаж включает в себя следующие графы:
Может заполняться и в электронном, и в бумажном варианте. Для каждой торговой точки заполняется отдельный журнал. Если организация подключена к ЕГАИС, требование ведения учёта розничных продаж считается исполненным.
Сведения, вносимые в журнал, необходимы для заполнения алкогольных деклараций.